Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Татьяна Зайцева. Использование богослужебных текстов при проведении евангельских групп
Татьяна Зайцева. Использование богослужебных текстов при проведении евангельских групп
Наше православное богослужение во многом представляет собой осмысление Священного Писания и актуализацию его в нашем опыте. Достаточно вспомнить только великий канон Андрея Критского, где каждый тропарь соотносит молящего и его отношения с Богом с жизненной ситуацией какого-нибудь библейского персонажа. Но аллюзиями на Писание пронизано всё наше богослужение, не только этот канон. Службы Октоиха постоянно обращаются к Писанию. Постная и Цветная Триоди пронизаны воспоминанием событий, описанных в Евангелии. Большая часть двунадесятых праздников – это события, описанные в Священном Писании. В канонах праздников мы видим святоотеческий, церковный взгляд на то или иное событие, оформленный не как догмат, а как песнь Богу из глубины сердца.
Нам кажется естественным и логичным использование этого богатого и практически неизвестного людям наследия в евангельских группах.

Есть, как известно, разные типы евангельских групп. Есть группы с катехизическим уклоном, чья цель в первую очередь обучение, знакомство людей с Писанием и церковным взглядом на него. Есть группы, ориентированные на молитвенное чтение, медленное, вдумчивое, чья цель – чтобы слова священного Писания проникли участникам в самое сердце и преобразили их, цель – не получить знания о Боге, но познать Бога и Его благодать через Священное Писание. Собственно, все наше богослужение является плодом именно подобного молитвенного чтения Священного Писания. То, что поется в Церкви, признано общецерковным опытом, молитвенным опытом. Но, к сожалению, по ряду причин, подавляющее большинство членов Церкви не могут естественным образом влиться в этот опыт, в общецерковную молитву, как в свою. Причин тому несколько. Одна из них – непонимание церковнославянского языка. Многие люди, годами ходящие в Церковь, не могут объяснить даже тропарь Рождества, не понимают, что значит «в Нем бо звездам служащии звездою учахуся». Вторая причина – это отсутствие как знания Священного Писания, так и навыка молитвенного размышления над ним, и опыта молитвенной встречи с Богом через него, отсутствие опыта осмысления событий Писания как того, что имеет отношение лично к нам. «Библейское слово, – учит Владыка Амфилохий (Радович),  – не объект интеллектуальной любознательности, оно в действительности переживаемая реальность и только как пережитое может быть правильно понято и истолковано… Истинное толкование – это деятельный, переживаемый анамнезис, воспоминание не только разума, но и всего существа о событиях и словах Священного Писания, и чрез это – открытие их внутреннего содержания и проявление присутствия Божиего дела и всего домостроительства спасения».

Так мы учимся читать Писание на евангельских группах и именно так его зачастую читали наши песнописцы: актуализируя библейскую историю и интеоризируя ее, так, что «библейское откровение входит в жизнь ощутимой реальностью и «библейский историзм» перестает быть отвлеченным прошлым и становится насущным настоящим» (Диплом, 157).

Например:
«Якоже блудница держу нозе Твои мысленно и слезами омываю сих Слове. Омый мя Спасе от тимения страстей: вера твоя спасе тя ныне и мне пригласив, яко да Твое безчисленное пою милосердие» (2-й троп. 9-я песнь во вторник утра 4 гл. октоих).

Поэтому нам кажется вполне естественным приобщение участников евангельской группы, хоть молитвенной, хоть катехизической, к молитвенному опыту нашей Церкви. Делать это можно по-разному. Здесь надо понимать, что наше богослужение содержит как то, что мы можем назвать богословским размышлением или медитацией над Писанием, когда речь идет о библейских событиях и Боге в третьем лице,  так и то, что мы можем назвать молитвой, т.е. прямым обращением к Богу, вытекающим из того, что описано в Писании. Примером первого случая могут являться тропарь канона Рождества Христова:

Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет Мудрый Содетель, яко прославися.

Примером второго – Рождественское ипакои:

Начаток языков, небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше, не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа, что же смиреншее пелен? В нихже просия Божества Твоего богатство.

Примеры первого типа лучше включать непосредственно в план встречи. Это подходит для двунадесятых праздников или для других событий, которым посвящено много текстов (Страсти и Воскресение). Можно распечатать несколько тропарей канона (если группа читает про Рождество Христово), раздать каждому участнику по тропарю (обязательно с русским переводом), дать минут 5-7 на размышление и после этого попросить каждого зачитать свой тропарь по-церковнославянски и по-русски и сказать, что его содержание добавило к пониманию человеком смысла праздника. Это лучше делать после обсуждения самого текста. После этого во время молитвы можно прочитать эти тропари и завершить молитву задостойником праздника (хорошо, если он тоже будет среди разобранных тропарей).

В молитвенные встречи, на наш взгляд, лучше включать примеры второго типа. Тоже дать время поразмышлять над обращением к Богу в этих примерах, проникнуться ими. Если речь идет о событиях, которые легко соотносятся с личной духовной жизнью, то логично сначала поговорить о том, похожи ли мы чем-то на человека, о котором говорится в отрывке, потом дать всем познакомиться с текстом церковной молитвы и понять его (тоже либо перевод нужен, либо разъяснение), а потом помолиться этой молитвой.  

Так как в нашем богослужение многие тропари предлагается читать по два раза, предлагаем каждый тропарь на тему отрывка из отобранных вами читать по два раза, медленно и вдумчиво. Это способствует более глубокому проникновению в смысл молитвы и усвоению её, как своей собственной.

Предлагаем вам в качестве пособия небольшую табличку, где евангельские отрывки соотносятся с различными местами богослужения: дается пример рекомендуемого тропаря или другой молитвы и ссылки на места, где можно найти другие молитвенные тексты на тему отрывка. Ждем ваших дополнений и комментариев.

Таблица по сочетанию евангельских текстов с богослужением



Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru