Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 20-ая по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского Собора — неделя aпостола Иакова Алфеева. О воскрешении сына Наинской вдовы.
Неделя 20-ая по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского Собора — неделя aпостола Иакова Алфеева. О воскрешении сына Наинской вдовы.

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
(Лк.7:11-16)
 




Методический материал
Вопросы на понимание текста

Что для матери-вдовы значил единственный сын?
Почему Христос говорит ей «не плачь»?
Почему Иисус решил воскресить этого юношу?
Как отреагировал народ на это чудо?
Что для христиан значит вера в воскресение?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях


Вопросы для индивидуального размышления

Как Христос проявляет ко мне Свою милость?
Славлю ли я Бога за это?
Верю ли я в свое воскресение?
Что значит для меня эта вера?
Что этот отрывок говорит нам о Христе?
Можем ли мы говорить другим людям «Не плачь!», когда у них горе?
Почему Христос не воскрешает наших умерших?

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях


7:11-17  Прерванные похороны

Прерывание похорон было вопиющим нарушением еврейского закона и традиций; прикосновение к одру делало Иисуса нечистым на весь оставшийся день (Чис. 19:21,22); прикосновение к телу покойного — на це лую неделю (ср.: Чис. 5:2,3; 19:11-20).

7:11,12. Обычно люди оставляли все дела и присоединялись к траурной процессии, ког да она проходила мимо. Для вдовы, имевшей  единственного сына, его смерть была невосполнимой утратой и ужасной трагедией; по мимо всего, она осталась без кормильца и полностью зависела от милосердия обще ства, если у нее не было никаких других род ственников.

7:13. По установленному обычаю, мать шла перед гробом, поэтому Иисус мог встретить  ее первой. В горе людей часто философски утешают: «Не плачь, этим делу не помо жешь». Иисус подошел к этому иначе: Он воскресил сына и вернул его матери, иско ренив причину ее горя (3 Цар. 17:17—24).

7:14. Простое прикосновение к одру покой ного, т. е. к носилкам, на котором лежало  тело (по еврейскому обычаю, закрытых гробов не использовали), сделало Иисуса нечи стым; прикосновение же к мертвому телу было одной из самых серьезных форм ритуального осквернения в иудаизме. Только са мые близкие люди могли позволить себе  подвергаться подобному осквернению. Юноша, должно быть, умер недавно, по скольку покойного полагалось как можно  быстрее омыть, помазать, завернуть в пеле ны, оплакать и похоронить во избежание  разложения трупа.

7:15-17. Бог даровал некоторым древним  пророкам (Илии и Елисею) силу для воскрешения из мертвых, но такое чудо встречалось  крайне редко. Об оживлении людей расска зывалось в языческих историях, особенно в  Ш в. н. э. (у Филострата и Апулея), но, в  отличие от случаев, описанных в Евангели ях, очевидцев таких чудес не было; в преда ниях к тому же приводятся подробности, от сутствующие здесь, например вести из загробного мира.





 
Святитель Феофан Затворник.

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «кто меня поставил судьею?» Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.



Прочтите толкования: 
Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий
Святитель Феофан Затворник.
Митрополит Антоний Сурожский
Архиепископ Никифор (Фетокис)




Митрополит Антоний Сурожский
Воскрешение сына Наинской вдовы

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас (потому что Он бездонно глубок) пережить страдание, скорбь и, порой, ужас нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострадании Христа, способности вместе с нами страдать нашим страданием, открывается одна из сторон Божиего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны, все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорят ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.

Один из отцов Церкви говорил, что имя „Отец” более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово „Бог”, потому что слово „Бог” указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Он разделены – природой, святостью; в слове же „Отец” указывается близость, родство.. И вот во Христе, Христом, нам Бог открывается как Отец. Ничто земное Ему не безразлично, не чуждо. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью. Сначала творческой любовью и водительством, а затем и самим воплощением Слова Божия земля и небо соединились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечеству нам родной, Он нам брат, и отношение Божие к земле должно быть и нашим отношением: зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божий на земле превосходят все, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и однако, в нас и через нас Он творит дела поистине Божественные.

Сегодняшнее Евангелие представляет нам два образа предельного человеческого горя: вдовства и лишения единственного сына. Женщина, которую встретил Христос во вратах города, потеряла человека, которого в юные годы она так возлюбила, что оставила отца и мать, и все, чтобы быть с ним. И от их любви родился сын, в которого они вложили, верно, всю свою надежду, всю свою ласку, который, как им думалось, успокоит их последние дни, поддержит их старость, утешит их во всяком горе. И вот, умер муж, первая любовь этой женщины, и теперь она хоронит своего сына. И во вратах города встречается ей Христос; и Он пронзен жалостью и состраданием, и обращается Он к ней со словами, которые как бы сразу уже говорят о том, что пришел конец горю: Не плачь!.. Он не говорит: "Утешься, твой сын воскреснет в последний день". Он не говорит ей о том, что это общая судьба людей и что ей выпала особенно горькая доля, но что Господь не оставит ее. Он говорит "Не плачь!" - и она останавливается вместе с шествием, и Христос Своим державным словом возвращает к жизни последнюю ее надежду, все, что у нее оставалось, и не только на земле, а то, что соединяет ее с вечностью, ибо любовь срывает преграды и смерти, и расстояния, и времени, и переносит нас в вечность. Многим за последние десятилетия, теперь полстолетия, пришлось пережить горе подобное горю этой матери. Сколько, сколько погибло мужей на поле брани, в болезни, сколько детей погибло преждевременно, и сколько слез материнских пролито. И каждой матери говорит Господь: Не плачь, поверь! Не ищи своего сына, своего мужа, свою любовь где-то в прошлом; в прошлом только прошедшее; но любовь не умирает, любовь крепче смерти, любовь уже соединяет нас и на земле, и в вечности. Но и те, которые не пострадали таким образом, кто не претерпел вдовство, не схоронил сына, ребенка своего, и те, порой, оказываются перед крушением всей жизни. Бывает, что человек жил надеждой, жил близостью Бога, жил чувством, что жизнь победоносно, ликующе несется - и вдруг эта жизнь, эта надежда, эта радость пришли к концу. Бывает, что человек в течение целой жизни носил в своем сердце, как мать под сердцем, мечту, любовь, надежду - и приходит время, когда вдруг, каким-то непонятным образом, все сокрушается, все умирает, и человек остается, как эта вдова Наинская, как эта мать, хоронящая своего сына: все прошло, все умерло, ничего не осталось. И говорит и нам тогда Христос в Своем великом сострадании: Не плачь, остановись, Я тут!... И державным словом может Он восстановить в наших сердцах, в наших душах и жизни все, что пропало как будто бесследно. Поэтому научимся и мы от Христа, с каким состраданием относиться к горю человеческому. С какой любовью Он сказал эти слова: "Не плачь" - чтобы эта женщина не была оскорблена, унижена, возмущена такими словами. Нам надо научиться так говорить, чтобы слова наши о надежде, о вере, о жизни, о Боге были не оскорблением, не унижением, не причиной гнева, а утешением и радостью; и через нас должно часто, часто приходить человеку и утешение в горе земном, и возрождение вечной надежды и силы жить. Дай нам Господь такое сострадание, такую любовь, чтобы те, кому мы скажем слово веры, надежды и утешения, ожили, - ожили вечной надеждой, все побеждающей верой и уверились бы, что все до конца побеждается любовью, и Божией, и человеческой.  Аминь.


Прочтите толкования: 
Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий
Святитель Феофан Затворник.
Митрополит Антоний Сурожский
Архиепископ Никифор (Фетокис)



Архиепископ Никифор (Фетокис)

Толкование на Евангелие от Луки глава 7

11 И случилось в последствии Он пошёл в город называемый Наин, и шли с Ним ученики Его и толпа многая.

Близ Фаворской горы был город, называемый Наин. Изшед же Иисус из Капернаума, и исцелив раба сотникова, в последующий день пошел в город Наин; за Ним же последовали многие из учеников Его и множество многое народа. Разумеет же чрез учеников здесь не токмо двенадцать Апостолов и семьдесят учеников, коих после означил Господь, но и тех, кои прежде, следуя за Ним, со благоговением слушали учение Его, потом, вспять обратяся, оставляли Учителя (Луки 10, 1). Но многий народ всегда за Ним следовал, как для того, чтобы иным из тех узреть, так и для того, чтобы иным сподобиться быть участниками в благодати чудодеяния. Следующия же слова показывают нам, что не по случаю, но Божественному промышлению пришел Богочеловек во град Наин; пришел, то есть, туда, чтобы и мертваго воскресить, и вдовицу утешить, и просветить народ верою в Него.

12 Когда же Он приблизился [к] воротам города, и вот был выносим умерший единственный сын матери его, и она была вдова, и толпа города достаточная была с ней.

ст. 12 Якоже приближися ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бе вдова: и народ от града мног с нею.

Поелику по закону Иудейскому нечистыми почитались те, кои касались мертвых человеческих тел: того для Иудеи, вне градов, имея свои погребальныя места, тамо мертвых погребали. Когда убо приближался Богочеловек ко вратом града Наина, се износили тогда из града мертваго для погребения. Был же мертвый сын жены вдовы, весьма юный и единородный у матери своей; богатая же, как видно, и знатная сия была вдова, ибо довольное множество граждан, последуя с нею, провожали ея сына. Знай же, что законное обыкновение о нечистоте мертвых тел упразднено Христианами по пришествии в мир Иисуса Христа, так как и обрезание, и суббота, и другие законные обряды. Обыкновение же провождать мертвых ко гробу, так как долг любви и сострадания, наблюдалося и до ныне наблюдается, ибо чрез сие как сродники утешаются, так и умерший почитается, и любовь изъявляется. Что же сотворил Спаситель, сретив умершаго, и видя матерь его скорбящую и плачущую?

13 И увидевший её Господь сжалился над ней и сказал ей, Не плачь.

ст. 13 И видев ю Господь, милосердова о ней, и рече ей: не плачи!

Ниже матерь умершаго просила, ниже другой кто посредствовал, но Сам по Себе Многоблагоутробный показуя, что от естества есть милосерд, умилосердился, видя сию сетующую и оплакивающую сына своего. И во первых, утешил сию словом, говоря ей: не плачи; потом, и делом, воскресив, единороднаго ея сына. Сим научил нас Спаситель добродетели истиннаго сострадания, чтобы и мы, когда узрим слезы притесняемых и скорбящих, не ожидали моления, просьбы и посредствий, — какая нужда в словах, если дела не молчат? — но не медля добровольно простирали руку благотворения. Внемлите же и образу, как Владыка всех явил милосердие сокрушенной матери.

14 И подошедший коснулся гроба, же несущие остановились, и сказал, Юноша, тебе говорю, будь воскрешён.

ст. 14 И приступль, коснуся во одр, носящии же сташа. И рече: юноше, тебе глаголю: востани!

Почему Богочеловек, презрев Иудейский закон, который нечистыми назвал касающихся мертваго тела, или дома, или пожитков его, приступил к мертвому и коснулся одра, называемаго, то есть, гробом (Числ. 19, 14 и 15)? Предположение закона было совершенное воздержание от всех мертвых дел греха, а наипаче убийства. Ибо если одно прикосновение к мертвому или дому и пожиткам его почиталось грехом; кольми паче грех вящший убийство. Как убо Богочеловек исцелил согбенную и сухую имеющаго руку в день субботный, изобличив купно Иудейское о субботе суеверие: равным образом, хотя воскресить сына вдовы, нарушил, без нарушения закона обряд о нечистоте,

научая, что милость препобеждает законное установление (Луки 6, 6). Приступил убо не обинуяся к мертвому, и возложил руки свои на одр: и несущие мертваго, и идущие стали Божественною силою Господа Иисуса воспященные ; Он же возгласил всесильным и всемогущим гласом: юноше, тебе глаголю, востани! Говорил мертвому так, как мы разговариваем с живыми. Возглашал бездушнаго, как мы возбуждаем спящих и почивающих. Юноше, сказал, — тебе глаголю, тебе мертвому, а не иному, живому, говорю, — востани, воскресни от мертвых!

15 И воссел мёртвый и начал говорить, и Он дал его матери его.

ст. 15 И седе мертвый, и начат глаголати: и даде его матери его.

О преславнаго чудесе! Услышал мертвый Владычний глас. Возвратилась тотчас душа в мертвое тело, прияла немедленно обыкновенное движение кровь и жизненный дух, двигнулись все члены и части телесныя и все внутреннее тела расположение. Тотчас воскрес юноша из мертвых, сел на мертвенном одре, и говорил к обстоящим. Сотворил же сие славное чудо Иисус не чрез дуновение и призывание Бога, как Илия (3 Цар. 17, 21), ниже чрез молитву и слячение , как Елиссей (4 Цар. 4, 35), но единым повелительным словом: юноше, тебе глаголю, востани! Воскресив же его, предал матери, дабы сим показать, что ради слез ея воскресил его, и представить матернее право, и научить всех должному к родителям почтению и повиновению. То же самое учинил и Илия, когда воскресил отрочища вдовы Сарептской: и даде, говорит Божественное Писание, его матери его (3 Цар. 17, 22). Подобным образом и Елиссей, воскресивши сына Соманитяныни, рече: приими сына твоего (4 Цар. 4, 36). Что же говорил обстоящий народ, видя мертваго, чрез единое слово воскресшаго из мертвых, и сидящаго и глаголющаго?

16 Охватил же страх всех, и они славили Бога говорящие что Пророк великий воздвигнут в нас, и что Посетил Бог народ Его.

ст. 16 Прият же страх вся, и славляху Бога, глаголюще: яко Пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людей Своих.

Видя обстоящий народ действие всемогущества и вседержавия Божия, устрашилися все силы и державы Иисуса Христа, и принесли славословие Богу, говоря: великий Пророк явился посреде нас: посетил и помиловал Бог людей Своих, то есть, род Израильский! Поколику же слова славословия их подобны суть словам Пророка Моисея, который, предвозвещая сынам Израилевым Божественное к ним посещение, имеющее быть чрез присутствие в мире Сына Божия, говорил им от лица Божия: Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему (Втор. 18, 18): убо вероятно есть, что они знали тогда, что Иисус Христос есть чаемый Мессия, Моисеем и прочими Пророками предвозвещенный, Спаситель и Избавитель рода их и всех сущих на земли человеков.


Вопросы и толкования подготовила
Татьяна Зайцева

Вы можете ответить на вопросы в комментариях


0
Ольга
Здравствуйте, Татьяна!
Благодарю Вас за Ваш труд, за еженедельную рассылку как по Евангельскому чтению, так и по молитве Господней. Два года назад меня попросили заниматься с детьми в храме. Занятия у нас камерные, семейные, детей не много, только те кто приходят на Божественную литургию в воскресенье. Я человек семейный (муж и дети школьники), работающий, времени на то чтобы посещать богословские курсы пока нет. "Напитываюсь" Словом через самостоятельное чтение и в этом очень помогает портал Предание и рассылки. Надеюсь в будущем у нас с ребятами получится организовать группу Евангельского чтения. 
Вам и Вашим коллегам помощи Божией!
0
Виктор Дворников
Здравствуйте, Татьяна. Большое спасибо за Вашу рассылку. Ваша рассылка так же изменила мою жизнь. Благодаря ей 1 марта этого года вышел первый номер нашей приходской газеты "СЛОВО ЖИЗНИ". Первоначально это были 10 экземпляров  из 12 страниц (6 листов двухсторонней печати). Сегодня газета имеет тираж 35 экземпляров и содержит от 20 до 24 страниц. 
Кроме того осуществляется электронная рассылка газеты более чем 100 адресатам по эл. почте.
Очень жаль, что рассылка приходит в последние дни недели. Но ваши материалы помогаю мне в подготовке выпусков. Молю Господа о том, что бы в нашем Храме была организованна воскресная школа для взрослых.
Подскажите заочные курсы для подготовки преподавателей. dvornikov-64@mail.ru
0
Татьяна
А может быть, речь идет также о востании души юноши. Был мертв душой, мать скорбела, что ничего не может сделать, и нет продолжателя ее духовного состояния. Господь вот так - просто - коснулся этой души, и она из мертвой нечуственной стала живой. Господь не погнушался мертвой души и оживил ее одним прикосновением. Может, и нас точно так же, каждого в свой момент Господь милостиво коснулся, и в нас что-то сдвинулось, другими глазами мы посмотрели вокруг себя и увидели свою скверну. Это безграничная любовь к любому из нас, какой бы грязью и неразумием мы ни обладали, но и надежда на превращение нашей мертвой души в живую.
0
Гость
С подругой провели библейский кружок. Очень понравилось. Узнали много нового о этом тексте и друг о друге. Большое спасибо!
0
Екатерина
Отчего Бог не воскрешает наших умерших? Я не знаю; но и тогда Он не воскрешал всех умерших, хотя, конечно, в Израиле было много скорбящих и понёсших утрату. Может быть, их горе было не так велико, как горе этой вдовы, у которой больше ничего не осталось, никакой надежды и утешения на земле? Но свершив это чудо, Господь не только изгладил её горе, но и народу показал, какая власть Ему дана и побудил прославить Бога - и кто-то из видевших это чудо или слышавших о нём мог вспомнить об этом после Воскресения Иисуса Христа и уверовать. А мы, христиане, уже веруем, уже знаем о Воскресении, и мы не оставлены горевать без надежды - и потому нам не подаются такие великие чудеса, как воскрешение умерших? И я не знаю: сейчас, если люди, особенно неверующие, увлечённые восточными учениями и т.д., увидят воскрешение мёртвого, прославят ли они Бога, скажут ли: есть воскресение, значит, истинно слово, что Христос воскрес и воскресит нас? Или усомнятся, что мёртвый действительно был мёртв, а не в летаргическом сне; что все похороны вообще не были обманом? Или припишут это магии, стихиям, какому-нибудь "чудесному" предмету, "необъяснимому природному феномену" - только не Богу? Или даже найдутся те, кто объявит: это я сделал, своей силой? Тот народ и вдова были люди простые в лучшем смысле этого слова, не лукавые, не подгоняющие увиденное под свои мнения; а мы? Таковы ли мы? Сейчас и в самом чудесном спасении или исцелении часто не видят ничего, кроме "удивительного совпадения" или "самовнушения". Фарисеям-то Господь не даровал видеть чудеса и знамения... 
А если сложится всё: и отчаянные обстоятельства, когда нет сил превозмочь горе и все утешения бессильны, и люди, готовые увидеть и признать чудо и прославить Бога? Тогда - любое чудо может свершиться и наши дни, даже такое великое, как воскрешение умерших. Ведь позже и апостолы и святые силой Божией и мёртвых воскрешали. А если ещё не настали самые последние времена - святые на земле не иссякнут...
0
Владимир
- Как Христос проявляет ко мне Свою милость?
Открывает путь к себе.(Учит)
- Славлю ли я Бога за это?
За "Все".
- Верю ли я в свое воскресение?
Да.(Ин. 6:53-54)
- Что значит для меня эта вера?
Значит иметь уверенность, принимать и открыто признавать.
- Что этот отрывок говорит нам о Христе?
"
как Владыка всех явил милосердие"
- Можем ли мы говорить другим людям «Не плачь!», когда у них горе?
Можем
- Почему Христос не воскрешает наших умерших?
А может и воскрешает.
По молитве пророки и Святые могли найти расположение Бога в его глазах за их чистую искреннюю, верную жизнь, и дано им было от Бога. С кем Бог разговаривал на прямую, как с Авраамом, но и он говорил: (Быт. 18:27), а кто же к примеру тогда "
я
"? 
Так же лечит и вера в него (Деян. 14:10).
Но и в наше время есть по Молитве сокрушенной, Любви безграничной и Милосердию Господа нашего чудо приходит. 

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru