Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 25-ая по Пятидесятнице. О милосердном самарянине, oдин Господь, одна вера, одно крещение.


Библейские тексты.jpg  

Апостольское чтение

Евангельское чтение 

Толкования Св. Отцов

Вопросы к текстам


   Евангельское чтение

Евангелие от Луки, глава 10 

На церковнославянском языке (транслит)

25 И се, законник некий воста, искушая его и глаголя: учителю, чтосотворив, живот вечный наследую?

26 Он же рече к нему: в законе что писано есть? Како чтеши?

27 Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердцатвоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всемпомышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе.

28 Рече же ему: право отвещал еси: сие сотвори, и жив будеши.

29 Он же хотя оправдитися сам, рече ко Иисусу: и кто есть ближний мой?

30 Отвещав же Иисус рече: человек некий схождаше от Иерусалима воиерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его, и язвы возложшеотъидоша, оставльше едва жива суща.

31 По случаю же священник некий схождаше путем тем, и видев его, мимоиде.

32 Такожде же и левит, быв на том месте, пришед и видев, мимоиде.

33 Самарянин же некто грядый, прииде над него, и видев его, милосердова:

34 и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его насвой скот, приведе его в гостинницу и прилежа ему:

35 и наутрия изшед, изъемь два сребреника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему: и еже аще прииждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти.

36 Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему отразбойников?

37 Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус: иди, и тытвори такожде. 

На русском языке

    25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 

    26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 

    27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 

    28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 

    29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 

    30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 

    31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 

    32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

    33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 

    34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 

    35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 

    36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 

    37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

    (Лк. 10:25-37)


     Апостольское чтение

Послание к Ефесянам, глава 4

На церковнославянском языке (транслит)

1 Молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, 

2 со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, 

3 тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. 

4 Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: 

5 един Господь, едина вера, едино крещение, 

6 един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас. 

На русском языке

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 

2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 

3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 

5 один Господь, одна вера, одно крещение, 

6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. 

(Еф.4:1-6)


  Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками

(при поиске ответов, стоит заглядывать в параллельные места, если они есть
  • Почему законник желал оправдать себя? В чём его вина?
  • Законник спрашивает «кто мой ближний», т.е. кого я должен любить и творить добро, а Иисус отвечает «кто был ближний избитому разбойниками?», т.е. ближним был тот кто оказал милость, тот кто творил добро. Почему?
  • «Иди и ты поступай так же» Как должен поступать законник?
  • Нет ли противоречия между двумя отрывками?
  • Почему забота Марфы хуже «безделия» Марии?
  • Что за «благую часть» избрала Мария, почему она от нее не отнимется? 

    Вопросы для индивидуального размышления, личные вопросы

    • А чего мы боимся, что заставляет нас «проходить мимо»?
    • На кого я больше похож – на тех, кто был изначально призван, или на тех, кого собрали по дорогам?
    • Как я могу стать ближним кому-то уже сейчас?
    • Исходя из этих текстов кто мой ближний? А кому ближний я?
    • Что я могу сделать сегодня и завтра для того, чтобы завтра быть лучше?
    • Были ли у вас в жизни ситуации, когда к вам не приходили дорогие для вас гости, ссылаясь на занятость? Что вы чувствовали тогда?
    • Как бы вы поступили, если бы к вам на день рожденья или на свадьбу без подарка пришел пьяный человек, ведущий себя неуважительно по отношению к вам?
    • Какие плоды может принести Богу наша группа в течение ближайшего месяца? (ответ можно выписать на большой лист бумаги и повесить в помещении, где проходит группа)
    • Что я могу сделать за эту неделю, чтобы принести Богу плод? (ответ записать в личный блокнот)

    Ответьте на вопросы (Апостольское чтение)

    • Почему апостол придает такое значение радости?
    • Что это за звание, в которое мы призваны?
    • Что значит «поступать достойно» для апостола Павла?
    • Что значит «единство духа в союзе мира?
    • В чем суть надежды нашего звания?
    • Можно ли вести себя кротко и долготерпеливо, но при этом чувствовать раздражение?
    • Как связано то, что Бог и Отец всех один с призывом апостола сохранять единство духа?
    • Как вы относитесь к тому, что именно Бог утверждает нас во Христе?
    • Радуется ли кто-то о вас и вашем продвижении в христианской жизни?
    • Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывками, при ответах на вопросы и чтении толкований?
    • Чему вы научились благодаря размышлению над текстом, ответах на вопросы и чтении толкований? Представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы ваша вера была больше, чем сейчас.

      Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях
                    



          
      Прочтите толкования

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)


        Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый деньгода по церковным чтениям из Слова Божия. 

      (Еф.4:1–6; Лк.10:25–37) Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк.10:26). Этим Он показал, что за разрешени­ем всех недоразуме­ний надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и испол­нением того, что касается мыслей – в мыслях, что касается чувств – в чувст­вах и расположениях, что касается дел – в делах. 
      Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указыва­ет, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страс­ти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне (Исх.13:21–22).


         Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)


       

        

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование на послание к Ефесянам

       (Апостольское чтение)

      «Молю убо вас аз юзник о Господе». Упоминания об узах достаточно к тому, чтобы и страждущих крайним бесчувствием возбудить к добродетели. Ибо за вас, говорит Апостол, обложен я узами. Если бы не хотел проповедовать, то, конечно, был бы от них свободен. Достойно же удивления в божественном Апостоле и сие, что узами за Христа величается более, нежели царь диадемою. О чем же молишь ты, Апостол?

      «Достойно ходити звания, в неже звани бысте». Возлюбите образ жизни, соответственный званию, не поругайте благодеяния беззаконною жизнию. А поелику, пользуясь духовными дарованиями, творили чудеса, говорили разными языками и имели в себе пророческую действенность, сего же достаточно было к надменной о себе мысли, то Апостол о сем прежде всего предлагает им увещание.

      Со «всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию»«тщащеся блюсти единение духа в союзе мира». Все вы сподобились единой благодати; единый источник разливает различные потоки. Посему, водясь смиренномудрием и кротостию, терпите друг друга по закону любви и храните союз мира.

      «Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего». Единый прияли вы Дух, одно составляете тело, одно дано вам упование воскресения и Царства Небесного.

      «Един Господь, едина вера, едино крещение»«един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас». Апостол везде употребил слова: «едино» и «един», приводя тем в согласие Церковь. Единого, говорит, имеем Господа, единое прияли крещение, одну принесли веру, един у всех нас Бог и Отец. Посему надлежит вам, как братьям, иметь единомыслие между собою. Сие же «над всеми» означает владычество, «чрез всех» – промысл, «во всех» – вселение. 

       

      Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)



         оПатриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение) 

      Когда мы рассматривали Заповеди Блаженства, то подробно говорили о милосердии и милости. Эти слова синонимичны, но слово «милосердие», образовавшееся от сложения понятий милости и сердца, делает более прозрачным смысл того, что есть милость. Милосердие есть душевная способность человека откликаться на чужую боль, свойство сострадать, входить в переживание другого. Если мы отстраненно, сугубо извне, или, как некогда говорили, вчуже, воспринимаем чье-то страдание, если наше сердце не откликается и не соучаствует ближнему, если мы не способны переживать боль другого человека, как свою собственную, то в нашей жизни нет места милосердию.

      Сегодня идея милосердия в ряде случаев становится данью моде, хорошему тону и престижу, делается расхожим понятием, постепенно утрачивающим изначальный смысл в формальных и даже подчас спекулятивных акциях, рассчитанных на внешний эффект. Ныне о милосердии всуе толкуют на всех углах, причем безо всякого представления об объеме и характере той духовно-нравственной реальности, которая заключается в этом понятии. Подлинное милосердие — это всегда пронзительное эхо чужой боли в глубине нашего собственного существа, это совместное страдание с другим человеком.

      Противоположностью милосердию является отчужденность, бесчувствие, безразличие, безжалостность, и этими пороками, к сожалению, глубоко поражено современное общество. Много ли сердец откликается сегодня на горе и скорбь беженцев, влачащих жалкое существование в условиях, не достойных человека? Люди среднего возраста и особенно старшего поколения хорошо помнят, как еще несколько десятков лет назад человек, вдруг потерявший сознание на улице, всегда мог рассчитывать на помощь, поддержку и заботу оказавшихся рядом сострадательных и сердобольных прохожих. А сегодня? Я знал женщину, с которой случился инсульт и которая скончалась прямо на улице в центре Москвы. Но умерла она не от этой страшной болезни, а потому, что замерзла, будучи не в силах пошевелиться, и это совершилось на глазах сотен людей, однако ни одна живая душа не пришла ей на помощь в ее последний час. Она ушла из жизни потому, что не нашлось милосердного самарянина. Будем же помнить: если постоянно не выпалывать ростки бесчувствия в душе, то на их месте очень скоро вырастают тернии жестокосердия и бесчеловечности.

      Кто твой ближний? Тот, кто сотворил тебе милость. Почему так? Потому что, когда один человек делает доброе дело по отношению к другому, он духовно соединяется с тем, кому благодетельствует. Распад нормальных межличностных и общественных отношений, взаимное отчуждение людей и разлад в их собственных душах — результат того, что милосердие постепенно уходит из нашей повседневной жизни.

      Но в нем равно нуждаются как тот, кто совершает дела милосердия, так и тот, на кого оно направлено. Оно также необходимо для здоровья общественного организма, потому что милосердием созидаются и упрочаются невидимые, но жизненно необходимые связи, соединяющие людей, исцеляются и облагораживаются человеческие взаимоотношения, восстанавливается утраченное нравственное единство народа.


      Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)



        Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Русский перевод архимандрита Ианнуария: 

      Основная идея Послания к Ефесянам состоит в том, что Иисус Христос людям, разделенным враждой с Богом и друг с другом, даровал путь к единству и миру. Этот путь, как благую весть, должна провозглашать миру Церковь Христова. И вот в увещании ефесским христианам апостол Павел говорит о том, каким должен быть каждый христианин, чтобы Церковь могла выполнить задачу примирения человечества. Начинает же он свою проповедь, выразительно используя личное местоимение «Я». Так апостол поступает в тех случаях, когда желает подчеркнуть свою апостольскую власть. Но здесь он говорит о себе не «я, апостол», но «я, узник в Господе». Святой Иоанн Златоуст объясняет своей пастве это выражение как «узник ради Господа», ибо «быть узником ради Христа славнее, чем быть апостолом, учителем и благовестником. Кто любит Христа, тот понимает эти слова». Да, мы знаем, что апостол Павел и жил как исповедник и завершил свою земную жизнь как мученик. Однако выражение «в Господе», – равно как и похожие выражения «в Боге Отце», «в Духе Святом», – означает больше, чем «ради Господа». «Жить в Господе», «трудиться в Господе», «говорить в Господе», «стоять в Господе», «хвалиться в Господе» и просто «быть в Господе» – все эти словосочетания мы находим только у апостола Павла, ни у кого другого из новозаветных авторов. Все они означают тесную таинственную связь с Воскресшим Иисусом Христом. И когда апостол говорит «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), то это означает то же самое, что «жить во Христе», или «жить в Господе». Тесное единение с Господом Иисусом Христом силою и действием Святого Духа не может разрушить ничто, никакие невзгоды, никакие преследования. Узы апостола – узы Христа. Из апостольских уз звучит властный голос Господа.

      Далее мы замечаем, что в небольшом отрывке несколько раз упоминается Божественное «призвание». Бог зовет людей из их греховной удаленности от Него в Его Царство света и святости, из их враждебной разделенности к единству, скрепленному узами любви и мира. В призыве Бога становится действенным наше изначальное предназначение к спасению, то есть к оправданию и славе Царствия. Ибо «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Призванием Божиим мы «призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:9). Бог призывает людей к получению того обетованного наследия, которое составляет самое глубинное и самое желанное содержание человеческой надежды (ст. 4). Но Бог ожидает от человека отклика на Его призыв, соответствующего поведения, которое достойно Его призвания.

      Апостол Павел предельно кратко описывает тот образ жизни, который должны вести люди, объединенные единым Духом в единое тело Церкви Христовой. Сначала именуются известные христианские добродетели. Прежде всех прочих – смиренномудрие, или попросту смирение. Надо сказать, что этим словом в античном языческом мире обозначалось отрицательное и презираемое человеческое качество: нечто рабское в нем, малодушное, пресмыкающееся перед силой и властью. Уважаемый и достойный человек, по мнению древних, – это человек, который «знает себе цену», причем цену высокую. Он, как правило, гордый, амбициозный и высокомерный. Но что значит всё это перед лицом Премудрости Божией, которая возвещает распятого Спасителя, Который был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), ибо Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7)?

      И вот изменившее ветхий мир христианство провозгласило, что всякая человеческая гордыня и самодовольство смешны и убоги. «Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено» (Рим. 3:27). И напротив: «смиренномудрие есть основание всякой добродетели» (св. Иоанн Златоуст).

      Далее следует добродетель кротости. Если смиренный человек менее всего думает о собственном достоинстве и величии, не настаивает на уважении к себе, но сам уважает ближних, то кроткий человек – сдержанный и уравновешенный, умеющий обуздывать и контролировать свои порывы и желания. Тот же святитель Иоанн Златоуст говорит о кротости как об отсутствии раздражительности и гневливости. Долготерпение – третья упоминаемая добродетель – это умение выносить очень тяжелых, неприятных людей, без злобы и жалоб терпеть оскорбления и клевету. Долготерпелив Бог по отношению к нам, грешным. Но даже не в экстремальных ситуациях, а в повседневной жизни без терпимого отношения друг к другу невозможен ни прочный мир, ни единство. И это взаимное терпеливое снисхождение к человеческим слабостям – четвертая добродетель, упоминаемая апостолом. Объемлет же и увенчивает всё любовь.

      Как привычно нам это слово «любовь», которым мы называем самые разные человеческие эмоции и склонности! Мы говорим о любви, обозначая так легкую влюбленность или жестокую эротическую страсть, естественные семейные или дружеские привязанности, мы можем с пафосом говорить о любви к Родине или к народу, можем говорить о любви к искусству или к теплой одежде, к той или иной пище или…. В бесчисленных вариациях употребляем мы это слово «любовь». Но все это не то, что называется любовью в писаниях Нового Завета, для которой и слово-то в оригинальных текстах существует особенное, в отличие от нашего языка. Любовь, провозглашенная благовестием Христовым как высшая добродетель, не есть нечто «естественное» для мира греха. Более того, она попросту невозможна в этом мире. Действительно: как возможно заставить себя любить, скажем, ненавидящего тебя врага? «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10:27). Христианская любовь – не наше собственное свойство, но дар благодати Духа Святого. Этот дар мы получаем верою, в таинствах. И от нас зависит только возгревать в себе этот дар, или, как наставляет нас текст Послания к Ефесянам, стараться хранить его как те узы, которые связывают нас воедино, в одно Тело, в котором нет ни вражды, ни разделения, но царит Сам Христос, Который «есть мир наш» (Еф. 2:14). 

      В торжественно-литургическом стиле звучат слова о единстве, к которому призвано все человечество и весь мир. Все усилия людей устроить единство и нерушимый мир, как мы видим из истории, оказываются тщетными. Единство, как и любовь, – дар Божий. Семь раз повторяется слово «один» – в знак совершенства и полноты. Церковь как Тело Христово в его целостности и единственности созидается животворящим Духом Святым. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13).

      Один Дух ведет христиан к одной цели, на достижение которой возлагается одна общая надежда воскресения, бессмертия, вечной жизни и неувядаемой славы. Один Господь Иисус Христос призывает и объединяет нас в единое тело, скрепленное одной общей верой, через новое рождение в единократном крещении. Так осуществляется исцеляющее обращение от бесчисленных ложных «богов и господ» (1Кор. 8:5-6) к единому Богу и Отцу всех, ««Который над всеми», то есть, выше всего; «и через всех», то есть, обо всем промышляет, всем управляет; «и во всех нас», то есть, во всех обитает» (св. Иоанн Златоуст).



      Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)



         Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Иди, и ты твори такожде
      (Лк. 10. 37)

      Собранным в одной из обителей обширной области Царскаго милосердия, о чем ближе нам и помышлять, и говорить как не о милосердии? Здесь можно порадоваться о действиях милосердия, можно и поучиться изобретательному искусству милосердия. Но мы должны преимущественно учиться у одного Учителя. Един бо есть ваш учитель Христос, по Его собственному слову (Матф. XXIII. 8).

      Христос Спаситель, изъясняя заповедь о любви к ближнему и разрешая вопрос: кто есть ближний, в притче о впадшем в разбойники указал образ милосердия, и сказал вопрошавшему, и даже доныне говорит в Евангелии каждому из нас: иди, и ты твори такожде.

      Посмотрим на сей образ милосердия.

      Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живаго. Проходившие тою дорогою, священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на котором ехал сам, привез его в гостинницу, продолжал и здесь пещись о нем, а отходя поручил продолжать сие попечение гостиннику, которому и дал на сие два сребреника, обещаясь заплатить и то, что сверх сего издержано будет. Христос Спаситель, заставив совопросника признать в лице и действии самарянина разрешение вопроса, кто есть ближний, и исполнение заповеди о любви к ближнему, сказал наконец: так поступай и ты. Иди, и ты твори такожде.

      Непонятным показаться может, почему в образец милосердия избран не какой-нибудь воистину израильтянин, в немже льсти несть (Иоан. I. 47), но самарянин, повидимому, неблагородное порождение от смешения иудейства и язычества? Почему, напротив, образ немилосердия представлен в священнике и левите? Неужели сей род людей более других склонен к жестокосердию? Для чего упоминается о дороге от Иерусалима к Иерихону, когда нужно было только показать дело милосердия, которое равно прекрасно, на какой бы дороге ни совершилось? – Чтобы не оставить в умах ваших недоумения о сих вопросах, побуждаюсь упомянуть о таинственном знаменовании разсматриваемой притчи, к которому, может быть, сими самыми вопросами приведены были некоторые из святых Отцев.

      Иерусалим, город мира, есть образ благодатнаго царствия Божия. Иерихон, город роз, есть образ мира с его прелестями. Человек, который схождаше от Иерусалима во Иерихон, был праотец Адам, когда он неосторожно нисходил своими помыслами от духовных красот царствия Божия к прелестям чувственнаго мира. Разбойники суть духи злобы и лукавства, которые обнажили человека от одежды чистоты и света, и его дотоле здравое и несмертное существо покрыли язвами греха и тления. Священник и левит, которые видели раненаго и полумертваго, но не помогли ему, означают то, что ветхий закон и жертвы бедственное состояние человека грешника представляли только видимым и ожидающим помощи, но не изцеляли его. Милосердователь, по выражению церковных песней, не от Самарии, но от Марии возсиявший, есть Христос. Он возливает на душевныя раны человека грешника елей милости, утешения, прощения и вино благодатной силы животворной, радостотворной, укрепляющей, и как обязанием, совершенно покрывает оныя Своею добродетелию, Своею крестною заслугою. Гостинница, в которой продолжается и совершается изцеление от ран греховных, есть Церковь. Гостинник есть образ служителей Христовых. Два сребреника, для продолжения врачевания и питания врачуемаго, суть два Завета Божественных Писаний, которыя благоразумно употребляющим неоскудное приращение сокровища премудрости и благодати готов подавать Милосердователь Христос.

      Коснувшись сего таинственнаго толкования притчи, может быть, неизлишняго для желающих испытывать глубины словес Христовых, возвращаюсь к разсматриванию ближайшаго и более открытаго, нравственнаго значения оной.

      Надобно принять в разсуждение, что вопросившему: кто есть ближний, дает ответ Сердцеведец, Который не только слышит его слова, но и видит его мысли, настоящия и готовыя родиться. Да и по самому вопросу можно примечать, что совопросник хотел им запутать понятие о люблении ближняго, как самого себя. Неужели, – думал он, вероятно, – неужели должно любить, как самого себя, и таких людей, как самаряне и язычники, наравне с избранными членами избраннаго народа Божия? Дабы разрушить сию мечту народной гордости и презрения к людям, поставляемую на место любви к ближнему, и преподать учение о истинной, всеобщей любви к ближнему, Христос Спаситель благоволил показать, что и между избранными, повидимому, членами избраннаго народа могут быть люди, которыми совсем нельзя гордиться, и в племени неизбранном могут найдтись люди, которых нельзя не уважить. Для сего указал Он образ немилосердия в иудейском священнике, а образ милосердия в самарянине.

      Теперь посмотрим, как должно нам поступать, чтоб исполнить повеление Господне: иди, и ты твори такожде.

      Как поступил самарянин, когда нашел на дороге ограбленнаго, израненнаго, полумертваго? – Видев его милосердова. Не сказал он в сердце своем: «это иерусалимлянин, один из тех, которые не прикасаются самаряном (Иоан. IV. 9); что жалеть о тех, которые нас презирают?» – Нет, в страждущем он не хотел видеть человека чуждаго, или неприязненнаго, но видел только человека, и почувствовал жалость; страдания ближняго отозвались в его сердце.

      Иди, и ты твори такожде. Не проходи мимо бедствующаго и страждущаго без внимания; не смотри на него холодным оком; не скажи: он не из тех, которые возбуждают сочувствие. Он человек; и он страждет: чего более для возбуждения твоего сочувствия? Не случается ли, что когда пред глазами нашими нож врача действует над телом больнаго, для нас посторонняго, сердце наше невольно стесняется? Видишь ли, что ты невольно, природно, как бы телесно сострадателен: как же тебе не быть сострадательну душевно, свободно, разсудительно?

      Чтo еще сделал со впадшим в разбойники сострадательный самарянин? Приступль, обяза струпы его, возливая масло и вино. Не остановился на одной мысли о его жалком положении, на одном чувствовании сострадания к нему; но немедленно приступил к делу, чтобы оказать помощь, какая страждущему потребна, какая со стороны состраждущаго возможна.

      Иди, и ты твори такожде. Не довольствуйся мыслию, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце: но не хорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, непростирающаяся и неотверзающаяся для нищаго. Аще брат или сестра, говорит Апостол, наги будут, и лишени будут дневныя пищи; речет же им кто: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требования телеснаго: кая польза (Иак. II. 15. 16)? Чадца моя, взывает другой Апостол, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Иоан. III. 18).

      Что еще сострадательный самарянин? – Всадив его на свой скот, приведе его в гостинницу, и прилежа ему. Здесь достойно примечания то обстоятельство, что самарянин имел одно только животное, на котором ехал сам, и не имел другаго, которое мог бы предоставить немощному. Итак, он решился лишить себя того, в чем нуждался ближний. Всадив на свой скот, он вел немощнаго в гостинницу; а сам шел пешком, не смотря на то, что был утомлен, оказывая помощь страждущему.

      Иди, и ты твори такожде: Угодную Богу добродетель творишь ты, когда служишь ближнему тем, в чем у тебя избыток, в чем ты не нуждаешься, если притом делаешь сие с любовию к Богу, заповедавшему благотворение, с любовию к ближнему, терпящему нужду. Но если ты лишаешь себя приятности, удобства, покоя, чтобы утешить и успокоить ближняго; ущербляешь нужное для тебя, чтобы помочь нужде ближняго: то ты проходишь подвиг, который может привести к венцу; сеешь семя, которое способно принести обильную жатву благословений и воздаяний.

      Наконец, сострадательный самарянин, изъем два сребреника, даде гостиннику, для продолжения попечений о пострадавшем от разбойников, обещая и более впредь, по мере потребности. Благодетельный путешественник мог подумать, что уже довольно сделал для несчастнаго, когда с трудом избавил его от безпомощнаго страдания и смерти, доставил в безопасное место, ходил за ним на ночлеге, и что за сим, при необходимости продолжать путешествие, надобно предоставить его человеколюбию других. Но иное говорила сердцу истинная любовь к ближнему: не будь равнодушен к завтрашнему дню того, кому сострадал вчера: не оставляй добраго дела неоконченным; не довольствуйся цветом, когда можешь достигнуть плода. И самарянин устрояет и обезпечивает призрение несчастнаго до тех пор, как он с возстановленными силами получит возможность устроять сам свое благосостояние.

      Иди, и ты твори такожде. Если ближнему нужно, если тебе возможно только одновременное дело милосердия, или только участие в оном: сделав потребное и возможное, ты исполнил должное. Но если ближнему нужна, и с твоей стороны возможна продолжаемая помощь: не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия.

      Особенно те, которые по доброму изволению и обету принимают на себя упражнение в каком-либо роде дел милосердия, никогда не должны забывать, что обет никого не вяжет по неволе, но что связавший себя обетом добровольно не может расторгнуть его безвинно, и что, по слову Господню, никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лук. IX. 62). Аминь.

       Том 4

      …Видит Небесный Учитель законника, не отрицающаго заповеди человеколюбия, но покушающагося стеснить и запутать ее холодным изследованием: кто есть ближний мой? (Лук. X. 29): и дабы показать, что сие мнимое недоумение совсем не требует умственнаго изследования, и разрешается просто сердцем, притчею представляет в предмет человеколюбия странника, поверженнаго на дороге, обнаженнаго и израненнаго разбойниками.

      Видит священников и левитов, не довольно готовых, не довольно поспешных на помощь бедствующему; и, чтобы хотя стыдом расположить их к милосердию, показывает в притче о впадшем в разбойники, священника и левита, прошедших мимо, а Самарянина, по обыкновенному понятию, человека презреннаго, помогающаго безпомощному, как слуга, и как родной.

      Божественный Учитель милосердия не оставляет без особаго наставления приближавшихся послушати Его (Лук. XV. 1) и таких учеников (Лук. XVI. 1) как мытари и грешницы, которые, как в приобретении, так и в употреблении богатства, руководствовались только мирскою мудростию, полагаемою в том, чтобы ловко приобресть, пожертвовать, только для большей выгоды, обезпечить себя от недостатка.

      (Говорена во Вдовьем Доме 6 декабря 1852 года)


      Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)



       Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Что происходит сегодня с приходом, с общиной… Не с нашим конкретно приходом, а с приходом вообще, с православной общинной жизнью, которая, по наблюдениям многих, если не отсутствует вовсе, то в подавляющем большинстве случаев сведена к плачевному минимуму. Во всяком случае, в большинстве городских храмов.

      Мы утрачиваем какие-то очень простые, естественные понятия: внимания друг к другу, снисхождения, поддержки, участия, сострадания, искренности и доверия. А ведь эти «общечеловеческие», очевидные с нравственной точки зрения вещи и стали общечеловеческими благодаря приходу в мир Господа, благодаря Его заповеди о любви. К сожалению, все чаще понятия субординации, устава, порядка и дисциплины, «послушания» и «смирения», планы глобальных влияний и задач закрывают от нас суть, то самое простое, что и делает людей христианами по существу и без чего никакая проповедь не только не принесет плодов, но и в принципе невозможна. Это правило, а точнее – заповедь так проста, но мы почему-то, храня ее в уме, мало стараемся воплотить в жизни: «По тому узнают все, что Вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

      В последнее время достаточно много людей, которые были крещены в Православии, но в силу разных обстоятельств ушли в секты. Все эти люди, независимо друг от друга, рассказывали одну и ту же историю: «Мы пришли в храм, стояли, молились… ничего не поняли, никто к нам не подошел… и мы ушли». Конечно, можно им ответить: «А почему к вам кто-то должен подходить? А почему вам кто-то должен объяснять? А почему… почему… почему?!.» Но сможем, посмеем ли мы сказать эти слова перед лицом Господа?! И будут ли это те самые слова, от которых нам надлежит «оправдаться»?..

      Можно сказать и иначе (и мы говорим): «Не будьте равнодушны к собственной вере: читайте, узнавайте, интересуйтесь, вникайте…» Но человек зачастую бывает так далек от всего, что составляет содержание церковной жизни, что одних «увещеваний», да еще и «одноразовых», бывает недостаточно. Чтобы человек сознательно стал прилагать усилия, стремиться к духовной жизни, ему нужен не только толчок, но и поддержка, сопровождение. Как для того, чтобы вывести спутник на орбиту, нужно мощное ускорение. Вряд ли пусть даже обстоятельная, но единичная беседа или встреча может выполнить такую функцию. Здесь именно нужно общение постоянное и продуктивное, и не только со священником, но и с братьями, сестрами во Христе. Но где такое общение? Его попросту нет. Нет!

      Мы ставим перед собой глобальные задачи: миссионерские, просветительские, социальные… Но давайте не будем обманываться: пока мы сами, в своих малых и больших общинах, на своих приходах не наладим подлинно семейную, полную любви, сострадания и взаимопомощи жизнь – ничего мы не сможем дать миру «внешнему», ничему не сможем научить и никуда не способны будем позвать и тем более привести.

      Похоже, мы сами начинаем относиться к Церкви как к силе, которая берет реванш после десятилетий вынужденного унижения. Евроремонт, золоченые иконостасы, роскошные палаты, дорогие иконы и утварь, бойкое овладение утраченным и новоприобретенным имуществом. «Смотрите: Церковь стоит, Церковь может!» А что, собственно, может Церковь и на чем она стоит? А Церковь может омыть греховные раны погибающего человека, преобразить его, соделать причастником жизни Самого Бога. И реванш ей брать не за что и незачем, потому как Глава Церкви – Христос – «вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)». И стоит наша Церковь на камне истиной веры, оживотворенная той непостижимой жертвой, которую принес Бог ради спасения человечества от рабства греху.

      Исходя из этого, Господь призывает нас искать, прежде всего, «Царствие Божие и правду его», а что пить, во что одеваться, как купола золотить, где кирпич достать, иконостас заказать, краску купить, рабочих нанять – это все приложится. И никак не наоборот. Потому что главная и неизменная, высшая ценность Церкви – это сам человек, люди, души, окружающие нас и нуждающиеся в добром слове, в поддержке, в окормлении, в человеческом внимании и участии, наконец. Но если у нас, в нашей малой церковной семье, в общине приходской, всего этого нет, то горе нам. И это горе – увы! – не гипотетическая, а самая насущная, кричащая реальность наших дней.

      Сейчас как-то особенно ясно становится, что Церковь призвана стать авторитетом в обществе, но не «заочным», не подтвержденным примерами подлинных, но чужих историй, не историческим только авторитетом, а авторитетом современным, действенным. И вот что еще важно: авторитетом не административным, а духовным, нравственным! И, как ни странно, этого ждут люди, далекие от Церкви, находящиеся пока на распутье, но искренне ищущие истину, ищущие сердцем, так что убедить их можно не правильными словами, а только примером подлинно духовной жизни. Сейчас такое время, что невозможно человека просто удержать в какой-то вере в силу традиции потому, что «так принято», потому, что «все так верят», и потому, что «так надо». Сейчас время, когда подлинность духовного опыта нужно доказывать своей жизнью. И только так. Никакие другие аргументы не действуют. Да, это относится к нам, священникам, в первую очередь, но ведь Церковь Христова – это не священники только, это все мы – православные верующие. И от того, как мы живем в большинстве своем – не то, о чем мы говорим или что декларируем, но именно от того, как живем, – зависит и тот самый, подлинный, а не административный, авторитет, о котором идет речь.

      Давайте будем честными. В большинстве храмов (во всяком случае, городских) никакой общинной жизни нет. В лучшем случае давние прихожане узнают друг друга на службе, здороваются, иногда успевают перекинуться парой фраз. Некоторые старушки общаются между собой более тесно, могут посетить кого-нибудь в случае недуга, но эти спонтанные «группы поддержки» состоят из двух-трех человек. Люди встречаются в воскресенье или в праздничный день на службе, иногда успевают кивнуть друг другу, шепнуть словечко (кто ж в храме разговаривает?), а после службы расходятся по домам, каждый сам по себе. Единые во Христе, но разобщенные в повседневности.

      Я думаю, совесть любого христианина подсказывала ему не раз, что так быть не должно. А где же то единство любви и участия, где то проникновение в проблемы и заботы братьев и сестер во Христе, где то единство духа, о котором мы так много говорим, в чем оно проявляется?

      Может быть, разобщенность – это самое примечательное свойство нашего времени. Есть единая вера, есть стремление жить во Христе, но эта жизнь у каждого протекает закрыто. И ладно, если бы только в радости и достатке – здесь, может, и грех навязываться в «друзья», но ведь и в скорбях и трудностях, и порой тяжких, человек остается один.

      Я особенно задумался об этой проблеме сейчас, когда по благословению архиерея стал заниматься проблемой реабилитации алко- и наркозависимых. Ведь во многих семьях (и православных тоже) существует эта проблема, да и не только эта. Но семья, православные члены семьи иногда годами остаются один на один с болью, подчас невыносимой, изматывающей, выходящей за пределы средне-житейского опыта. А в скольких приходских семьях есть дети-инвалиды или заболевшие тяжкой болезнью, которая требует от всех членов семьи непосильных, запредельных затрат материальных, душевных, нравственных… Сколько семей, просто живущих за гранью нищеты в то время как другие из прихожан порой не знают, куда девать «шальные» деньги?! Сколько беспомощных стариков из нынешних или давних, но теперь уже не могущих прийти в храм прихожан нуждаются во внимании и заботе?! А мы о них и не знаем порой, а иногда и не хотим знать, потому что понимаем, что много горя и боли в мире, и везде помочь невозможно… и только начни помогать одному, как увидишь и другого, и третьего… и можно с ума сойти, а тут и своя семья… И живем мы каждый своей, тесной, маленькой жизнью, сознательно не вникая в жизнь других, потому что так легче… до тех пор, пока с нами не случится беда и пока мы сами не останемся одиноки. А ведь община, тем более община большого городского храма, много может, гораздо больше, чем можно себе представить, и в живом, открытом общении, всем миром, способна решать проблемы самые серьезные и острые. И вот главное: приходская община не только может, но и должна решать все эти проблемы. А иначе какая же она община? В чем эта общность выражается? В молитве? Так ведь и молитва совместная должна приносить плоды.

      Глава Церкви Христос, а верующие составляют Его тело, Церковь. Но в реальности получается так, что храм принадлежит как бы какому-то «начальнику», а прихожане приходят, чтобы «получить благодать», но к реальной жизни прихода не имеют отношения (кроме особых случаев, когда перед праздником нужно сделать «генеральную уборку» или принять участие в той или иной общеепархиальной акции).

      Что уж говорить о приходящих…

      Ведь зачастую человек и приходит в церковь как в какое-то особенное, святое место, ожидая там встретить людей, если уж не прямо святых, то во всяком случае добрых, приветливых, не равнодушных друг к другу. Человек вполне резонно ожидает найти людей, способных сопереживать, сочувствовать, объединенных тем «духом Христовым», который может защитить от безумства времени. И что «человек входящий» встречает в реальности? Ну, сами честно ответьте себе, исходя из опыта воцерковления своего и своих близких, знакомых…

      В чем выход, как нам вернуть тот живой, общинный дух, который должен не только присутствовать на приходе, но и служить живым выражением подлинного единства во Христе?

      Вопрос очень сложный, и я не могу сейчас на него ответить. Нет у меня, «очередного священника», каких-то предложений и тем более готовых решений. Я только чувствую, знаю, что церковная община должна быть сплочена не формально, а подлинно духом братской любви и взаимопомощи. Кроме литургического – несомненно, главного, – общения, должно быть общение вне храма, в котором обсуждались бы проблемы воцерковления, катехизации, вообще духовные вопросы, а также житейские, организовывалась бы молитвенная и материальная помощь тем, кто оказался в затруднительных обстоятельствах… У прихожан должна быть возможность лучше узнать друг друга, необязательно в нарочитом рассказе о себе, но в тесном, живом общении, в совместном труде и отдыхе. И каждый член общины должен знать, что он не останется один в своих проблемах и нуждах.

      Можно сказать: так зачем же дело стало? Давайте, организовывайте, осуществляйте, действуйте… Так в том то и дело, что никакой свободы творчества, свободы инициативы в организации форм приходской жизни не существует. Зато есть довольно жесткая «генеральная линия», направленная в первую очередь на осуществление внешней, хозяйственно-административной деятельности. И здесь всплывает другая проблема – оторванность прихожан от священноначалия, пропасть духовная, нравственная и житейская. Об этом горько говорить, но ведь от молчания слаще не станет. Почему у нас такая дистанция, откуда возникает такое недоверие и отчужденность, такое несовпадение интересов?! Ведь мы единый народ, и если это так, то должны существовать формы выражения этого единства. Формы более постоянные, чем спорадические соборы и съезды. И главная из этих форм – живая приходская жизнь в согласии и взаимодействии всей общины, без надменного разделения на «высших» и «низших», но в равной ответственности христианской любви. 



      Прочтите толкования:

      Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждыйденьгода по церковным чтениям из Слова Божия.

      Архиепископ Федорит Кирский Толкование напослание к Ефесянам (Апостольское чтение)

      Патриарх Кирилл Cлово пастыря. Бог и человек История спасения Иисус Христос в Иудее. Притча о милосердном самарянине (Евангельское чтение)

      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь 25-ой недели по Пятидесятнице. (Апостольское чтение).

      Святитель Филарет Московский (Дроздов). Беседа вдень тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Евангельское чтение)

      Священник Дмитрий Шишкин Единство духа в союзе мира. (Апостольское чтение)

      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)



        Схиархимандрит Иоанн (Маслов)Симфония по творениям святителя Тихона Задонского «Кто есть ближний» (Евангельское чтение)

      Всякий человек друг другу есть ближний: я тебе, а ты мне ближний. Когда я помощи от тебе требую, то ты мне ближний должен быть; а когда ты помощи от меня требуешь, то я тебе ближний должен быть. Тако богатый убогому, разумный невежде, молодый и здоровый старому, здоровый немощному, сильный беззаступному, свободный заключенному в темнице, имеющий дом странному ближний должен быть. Тако впадшему в разбойники и от них уязвленному ближний был милосердый оный, во Евангелии упоминаемый, самарянин (2:331).


      Данный материал подготовили
       Дмитрий Иванин преподаватель 
      колледжа «Наследие»,
       Татьяна Зайцева редактор 
      раздела Евангельских групп
       

      Вы можете ответить на вопросы в комментариях


      Страницы: 1 2 След.
      0
      Константин
      Ответ Светлане о Лазяре.
      Если бы Лазарь не просил о помощи по гордости, т.е. был движем ею, то он не попал бы на лоно Авраама, ибо в Священном Писании сказано, что Бог гордым противится, что "гордость... это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк. 7:22-23), что "[грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено" (Ис.2:12). Конечно, Лазарь сначала просил у богатого помощи, а богатый ему отказывал, но в Евангелии об этом грехе богатого не сказано потому, что равнодушно смотреть, как у тебя на глазах страдает от болезни и голода человек и умирает - это намного более страшный грех, чем отказать в милостыне просящему. Если богатый остался равнодушным к умирающему нищему, то, понятно, он был равнодушен и к его просьбам.
      0
      Константин
      Ответ на просьбу Светланы пояснить о Марфе и Марии. В наше время одной христианке было откровение. Она была в Царстве Небесном, общалась со святыми, в частности, и с праведной Марфой. Оказывается, рассказ о посещении Господом дома этих сестер является самым важным местом Евангелия. Поэтому оно чаще всего читается в храме на Литургии (во все Богородичные праздники). Обязанность Марфы была позаботиться об угощении гостей, и многие не понимают, почему Спаситель с небольшим укорением ей сказал: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом". Забота о гостях является долгом и призванием женщины, а не суетой. Но Спаситель назвал это суетой, потому что Марфа делала это с пренебрежением к самому главному, ради чего пришел Господь на землю, а также к ней домой: к слышанию слова Божия. Люди, которые по своим обязанностям, данным им Богом, не могут слушать слово Божие, должны к этому относиться с глубоким уважением, осознавая, что как бы ни были важны их дела, все это делается ради самого главного: слушания слова Божия и исполнения его. Если этого последнего не будет, то все их дела сгорят и не принесут им никакой пользы, кроме вечного сожаления в геенне огненной. Марфа осуждала свою сестру и считала, что помогать по дому - это более важное дело, чем слушать Христа. К сожалению, так считают очень многие православные христиане. Более того, некоторые даже считают это бездельем, тратой времени. При таком отношении человек, даже если он ходит в храм, спастись не может. Чтобы научиться жить по заповедям, нужно поучаться со смирением. Сидение Марии у ног Христа является символом смирения и послушания, т.е. готовности исполнять то, что она слышит. Это Евангелие читается во все Богородичные праздники, потому что этим показывается, в чем состоял великий подвиг Богородицы: в смиренном пребывании в присутствии Божием, в слушании слова Божия и исполнении его. К этому деланию Богородица и вся Церковь призывает нас постоянно, напоминает, что в этом смысл христианской жизни. Если у человека в жизни этого нет, то сколько бы он ни ходил в храм, христианином он не является. Благая часть, как говорится в евангельском зачале, читаемом на Литургии, и состоит в том, чтобы слышать слово Божие и исполнять его. Насколько человек стремится к этому, настолько Господь дает ему возможность читать слово Божие, посылает евангельские мысли.
      0
      nadegda
      Если есть человек, кто хочет и может помочь, просьба  написать на почту nadegda_aserian@mail.ru
      подробности в письме. спаси бог!
      0
      надежда
      право...верные      право...славные... не поймёшь где глупость  где лукавство....
      если хочешь называться славным именем христианин.... то должен знать что это-образ жизни
      за словом - дело
      и не обманывайте себя....надоело
      бог хочет одного чтоб люди стали милосердней друг ко другу сострадательней...помогали друг другу в реальной жизни так как и он реален
      а у вас у всех всё равно глаза по евро
      попробуй выпроси
      0
      Наталья
      Ближний- это те люди, которые нас окружают. Находимся ли мы на работе,едим в транспорте и т.д. Но как узнать, что кому-то нужна моя  помощь, если это не визуализированно.
      0
      Светлана
      Я могу стать ближним любому человеку, кто нуждается во мне...главное увидеть кому? кто во мне нуждается?. Чтобы не пройти мимо как богач мимо Лазаря. А почему же Лазарь не просил о помощи? Не гордыня им двигала?
      0
      Светлана
      [B]Почему законник желал оправдать себя? В чём его вина?[/B]
      [B]Моё мнение:
      [/B]Законник желал оправдать себя потому, что такова природа всех людей – никто не хочет считать себя неправым, если и считает, то пытается оправдать.
      Вина законника в том, что [U]он не знал[/U] того, что «ближний» - есть любой человек на земле, так как мы все рождены от адама и евы и есть сыны и дочери их, и все друг другу «ближние»
      [B] Законник спрашивает «кто мой ближний», т.е. кого я должен любить и творить добро, а Иисус отвечает «кто был ближний избитому разбойниками?», т.е. ближним был тот, кто оказал милость, тот,  кто творил добро. Почему?[/B]
      [B]Моё мнение:[/B]
      Так как сазано“Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).
      "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф.5:44).Значит ближним являются все люди, независимо от родства со мной, даже враги.
      [B]«Иди и ты поступай так же» Как должен поступать законник?[/B]
      [B]Моё мнение:[/B]
      Помогать людям независимо от родства и достатка, творить милость
      [B] Нет ли противоречия между двумя отрывками?[/B]
      [B] Почему забота Марфы хуже «безделия» Марии?[/B]
      [B]Моё мнение:
      [/B]Забота Марфы не хуже «безделия» Марии. Потому, что каждый идёт к Богу своею дорогой. Кто-то умом и знанием, как Мария. А кто-то конкретными делами, помощью людям, пусть и не зная досконально Писания и Завета. Если бы не Марфа с её заботой, возможно Христос и не остановился бы у них…Это она позвала его в дом, она накормила и напоила…
       Что за «благую часть» избрала Мария, почему она от нее не отнимется?
       ????????????????Не знаю, я считаю, что обе они поступали правильно каждая по-своему.
      Поясните!!!!!!!!!!!!!!!!!
      0
      Людмила
      Надо посмотреть в чем положение видится критичным. Можно помогать падать, а можно подниматься. К помощи тоже надо грамотно подходить. А помочь, всегда пожалуйста. КАк узнать?
      0
      Гость
      Здравствуйте! Я очень нуждаюсь в помощи и поддержке.
      Усли кто увидит моё письмо,если хочет,может ответить. Моё положение критическое.   
      bush.sol@yandex.com

      Заранее благодарю
      0
      Сергей
      Кто мой ближний? А кому ближний я?
      Как я могу стать ближним кому-то уже сейчас?

      Мой ближний тот кто нуждается в моей помощи и которому я могу помочь. Я ближний тому кому я помогаю.

      Делами милосердия могу стать ближнем кому то сейчас.
      Страницы: 1 2 След.

      Оставить отзыв

      Текст сообщения*
      Защита от автоматических сообщений

      ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru