Банер участника Конкурса Христианских сайтов 2015 на bible8.eu

Неделя 21 по Пятидесятнице. Притча о сеятеле
Неделя 21 по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

"Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия"
(Римлянам 10:17).


4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк.8:4-15)




Параллельные места:

Евангелие от Матфея глава 13

3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Мф.13: 3-9, 18-24




Методический материал

Употребление притч Христос объясняет словами пророка Исайи: "Да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" - Ис. 6, 10. Может создаться впечатление, что Христос говорил притчами для того, чтобы скрыть правду от народа. Но эта цель не согласуется с вечной Любовью, которая пришла искать заблудших. "Если бы Господь не хотел уже больше говорить с этим народом, - то самым верным мероприятием было бы Его молчание", - писал Златоуст. Народ уже не принимал ясного и непосредственно к нему обращенного слова Христа. Люди видели чудеса Христа и объясняли их превратно; слушали Его проповеди и понимали их соответственно своим предубеждениям. И вот теперь Спаситель начал говорить притчами. Те, кто не понимал их, оставались просто в недоумении; для тех же, кто понимал их значение, притчи давали новый свет. С другой стороны, употребление притч показывало, что Господь хочет по-новому приблизиться к народу. Истина, которая иначе, как в притче, не вмещалась в их сердца, пробудила у них интерес и любознательность. Это запомнилось. И, заинтересовавшись, слушатель воспринимал точку зрения Христа.


Вопросы на понимание текста

-  Для чего Иисус говорил народу притчами?
- Само слово сеятель означает того, кто сеет профессионально, кто разбирается в том, что делает.
- Почему сеятель так странно сеет, разве семян не берегут, разве не сеют на хорошей почве, а плохую обрабатывают?
- Что такое плод?
- Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Зачем Христос повторяет свои слова?

Вы можете ответить на вопросы в комментариях



Вопросы для индивидуального размышления

-Что такое семя\ слово Божие в нашей жизни, как оно действует в нас?
- Что может быть влагой для нас?
- Какой корень у слова Божьего?
- Что значит хранить в добром и чистом сердце?
- Что значит приносить плод в терпении?

Для размышления
Пример:
Дорога – пропустить мимо ушей, быть где-то далеко. - Давай сделаем пожертвование в фонд? Смотря в телевизор: - Да. (и забыл)
Камень – Да, конечно, но потом возникли обстоятельства – было много работы, закрылся банк, и.т.д.
Терние - Да, я отвезу эти деньги, но я зашел в магазин и увидел там то, что давно хотел и подумал, что, наверное,  есть люди, которые зарабатывают больше меня, а мои 1000 рублей все равно не изменят ситуации, сегодня такой фильм по телевизору, но завтра я обязательно отвезу.

Как давать прорастать семени  Слова в нас
Дорога – пытаться понять, записывать, размышлять.
Камень – убрать камни, трудится, так, чтобы ситуация была прожита до конца. Молиться, исповедываться, причащаться, поститься. Аскетика и служение.
Терние - Кто я, где я, что я здесь делаю - осмысленная жизнь.


Как  проявляется в моей жизниКак я могу противстоять
Дорога
Потоптано;
птицы поклевали семя


КаменьВзошло
Нет влаги
Засохло


Тернии (сорняки)Терние - сильнее семени
Они взошли вместе, но вместе не могут существовать
Терние заглушает


Добрая почва


               
На вопросы можно ответить в комментариях


Прочтите толкования:
Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий
Святитель Феофан Затворник
Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)





Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий (книга)

13:1-9 Сеятель, семя и почва

Раввины часто использовали в своих проповедях притчи, поучительные примеры, чтобы лучше донести до слушателей главную мысль. Эта типичная для палестинских евреев форма изложения учения встречается вНовом Завете только в учении Иисуса, что исключает вероятность создания этой книги позднейшей Церковью за пределами еврейской Палестины.

Основное население Римской империи составляли сельские жители — земледельцы и скотоводы. Образованная элита игнорировала эту огромную часть общества, но содержание примеров, приводимых Иисусом, показывает, что Он уделял много внимания простому народу. Хотя Галилея изобиловаланебольшими городами и славилась двумя крупнейшими городами (Сепфорой и Тивериадой), большинство населения составляли крестьяне.

13:1,2. Иисус сел в лодку, чтобы отдалиться от теснившей его толпы, кроме того, оттуда Его лучше было слышно: вблизи воды, на берегу была прекрасная акустика.’

 Ныне св. Церковь предлагает

13:3,4. Семя часто бросали в нераспаханную почву (хотя и не всегда). Сеятель мог разбрасывать зерно либо рукой, как, вероятно, в данном случае, либо выпускать его тонкой струйкой через отверстие в мешке, которыйводружали на животное. «Дорога» — протоптанная через поле тропинка.

13:5,6. На большей части каменистой поверхности Палестины плодородный слой очень тонок; если сеятель предварительно не вспахивал почву, то до появления всходов он ничего не смог узнать о судьбе урожая.

13:7. Эти сорняки не были, вероятно, видны; вместо того чтобы вытащить их с корнем, их просто срезали или поджигали, но корни при этом оставались, и впоследствии новые сорняки могли заглушить появившиеся всходы.

13:8. Это невероятно большой урожай для Галилеи. В Иорданской долине обычно получали от десяти- до стократного урожая, поэтому урожай «во сто крат» нельзя назвать невиданным (Быт. 26:12; ср.: Ам. 9:13). Но на большей части Палестины семена приносили урожай в среднем в десять раз больше, чем было посеяно, и все цифры, которые приводит здесь Иисус, свидетельствуют об очень хорошем урожае.

13:9. Ученики учились на слух, внимая речам своих учителей.

13:10-23 Разъяснение притчи о сеятеле:понимание слова

Мысль о том, что не все ученики проявят стойкость, находит подтверждение в Ветхом Завете, где одни персонажи (напр., Саул) отказываются от послушания Богу, а другие (напр., Давид) успешно проходят через многие испытания.

13:10. Ученики задавали вопросы учителю до тех пор, пока не выясняли, что он имел в виду.

13:11-13. Раввины использовали притчи для иллюстрации своей мысли, хотя иногда притчи не имели никакого символического смысла и были обычными историями. У раввинов были тайные учения, которые предназначались избранным, самым близким ученикам. Смысл, заложенный в притчах Иисуса, таким образом, мог быть понятен только тем, кто твердо решил стать Его последователем.

13:14,15. В дни Иисуса люди ничем не отличались от современников Исайи в том отношении, что, слушая слово, в действительности не слышали его и не каялись (Ис. 6:9,10).

13:16,17. Некоторые еврейские тексты рассказывают о праведниках Ветхого Завета, которые желали увидеть эру мессианского искупления и полное откровение Бога. Здесь используется известный риторический прием того времени: высказывание о некоем лице (здесь — об Иисусе) указанием на блаженство других лиц (здесь — тех, кто видел Его, в отличие от слепых в 13:15).

13:18-23. Люди, не входящие в число учеников, решают, что им делать с услышанным словом. Раввины иногда говорили, что человек может быть поглощен либо законом, либо заботами этого мира (ст. 22).

 



Святитель Феофан Затворник

Как усвоить слово Божие 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне св. Церковь предлагает нам урок свой притчею о сеятеле. Сколько раз уж приходилось вам слышать ее то от одного, то от другого евангелиста! Сколько раз внимали вы и толкованию ее, Самим Господом предложенному, и сколько поучений прослушали в изъяснение содержания ее! Но все, мне кажется, не излишним слово-другое сказать о сеянии слова Божия, или паче о приятии сеемого в слух уха. Недаром Спаситель при сказывании притчи сей дважды произнес: имеяй уши слышати, да слышит. Что” кажется, проще, как слышать; а вот сколько времени слушаем и все нередко не умеем услышать. Приидите же, поучимся ныне слышанию - не научимся ли наконец?

Господь сеет слово Свое. Сеемое слово приемлется слышанием и, принятое уже приносит плод. Все дело значит в приятии слова, или услышании. Почему и Господь в толковании притчи к каждому виду участи сеемого семени прилагал: сии суть слышащии, сии суть слышащии.

Из Отчих недр исшедшее Слово нескудною рукою сеяло слово Свое во время пребывания Своего на земле. Вознесшись, апостолов послало с вещанием истины во всю вселенную — научить ей все языки. Вся земля засеяна сим Божественным семенем. Но глагол Божий и после того не возвратился на небо, а пребывает на земле, — продолжает сеяться, — засеменяет всякий род, вновь приходящий, и новую, нетронутую представляющий собою почву. Преемница труда сеятвы есть св. Церковь. Она сама в себе, в своем устройстве, есть неистощимая кошница семян, обильно сеющая. Здесь слово апостольское и пророческое учение, чтение и пение, неподвижный вид устройства всего и постоянно движущееся священнодействие — все есть живое слово, готовое оплодотворить нас. Представим же ему в себе добрую землю, чтоб иметь похвалу тех, кои добрым сердцем и благим слышавше, слово держат и плод творят в терпении.

Но чтобы быть таковыми, надобно не быть подобными тем, для коих слово есть или семя при пути, или семя на камени, или семя в тернии.

Спаситель сим сравнением хотел означить целые классы людей. Но оно приложимо и к каждому из нас. Каждый из нас, в разных своих нравственных состояниях, может быть, и бывает в отношении к семени слова то дорогой, то почвою каменистою, то землею, заросшею тернием и волчцами.

Мы бываем в отношении к семени слова Божия многопроходною дорогою, которую всякий топчет и не дает ничему на ней засеятся и прорасти, когда не сдерживаем своего воображения и даем ему волю проводить сквозь голову нашу густые ряды разных образов, из коих один течет вслед другого и один другого вытесняет и заслоняет, как в спешных представлениях игр для забавы детей. Засмотревшись на эти картины, мы или совсем не внимаем читаемому, посемому и действуемому здесь, в храме, или внимаем с перерывами, - частыми или редкими, большими или малыми. Оттого после никак иногда не можем припомнить, какие в церкви читались Евангелие и Апостол, как петы: херувимская — "Тебе поем", или "Отче наш", не помним иногда даже того, были ль мы в церкви, — точно пришел кто и обобрал нас. Не так надобно, братие. Надо за порогом храма оставлять все разнообразие помышлений, входить сюда с мыслью, упраздненною от всего, и с вниманием, неразвлеченным и простым, все прослушать от начала до конца. Тут все семя; только принимай. Так мысль за мыслью — одна другой святее, истина за истиною - одна другой утешительнее, будут входить в душу впервые, или возобновляться в ней из прежде воспринятых. И мы выйдем отсюда, как птица, по зернышку собирающая, — сытыми и полными…

Бываем мы в отношении к семени слова и каменистою почвою, когда услышанные истины не проводим до чувства и не вводим в ряд наших желаний, намерений и расположений. Мало слышать и понять. Это интерес знания, — безжизненный, холодный и надмевающий. Услышал, внял и понял — восприими понятое сердцем или лучше всем существом, введи то в себя и проникнись тем. Как это сделать? Так же, например, как на солнце согреваем тело. Держим тело открыто к солнцу. Лучи солнца, ударяя в него, проникают его и нагревают. Истины Божии суть лучи Божественного умного солнца. Держи под ними сердце. Они сами силою своею проникнут его и согреют. Вняв истине - не отрывай от нее внимания скоро, и она сама сделает свое дело. Употреблю другое сравнение. Сердцем восприять истину есть то же, что вкусить ее. Как доходим мы до вкуса пищи?! Измельчив и умягчив ее в устах. Так в устах ума резцом размышления благоговейного умягчай в себе истину Божию и дойдешь до вкушения ее сердцем. А когда вкусишь истину, не отстанешь от нее, но с апостолом воззовешь: кто ны разлучит? После сего никак уже не попадем мы в ряд тех, коих укоряет Господь за то, что они во время веруют и во время напасти отпадают.

И тернистою землею бываем мы в отношении к семени слова. Когда это? Когда по требованию воспринятой истины не боремся с собою и не хотим искоренять в себе заблуждений, худых привычек и злых страстей. Истина Божия чиста. Она не войдет в злохудожную душу, — и когда входит, требует извержения оттуда всякой нечистоты. Надо внять сему требованию и действовать по нему. Как умный хозяин очищает поле от всякого сора, чтоб сеемое семя не пропало даром, так следует сделать и нам в угоду истине Божией. Без борьбы этого сделать нельзя. Чтоб воцарить в себя истину, надо прогнать ложь и заблуждение. Чтоб образовать себя по добрым расположениям евангельским, надо преодолеть страсти. Хочешь ввести в себя кротость — подави гневливость. Хочешь ввести смирение — подави гордость. Хочешь ввести простоту - подави корыстность. Так вводится всякая истина. И тогда только она делается нашею, когда входит в нас и становится чертою жизни нашей и нашего сердца. Истина не прививается, пока не исполняется делом. Смотрите, как прививают плодовые деревья: н надрезывают живое тело и влагают внутрь лучшую ветвь, обертывают и обвязывают. Привившись, она отбивает прежние дурные соки и сообщает свои - горькое делается сладким. Так нужна решимость надрезать ту часть сердца, где страсть, к коей имеем живое сочувствие. В противность сей страсти вложи в рану небесную ветвь истины, обвяжи терпением, дай движение сокам ее делами по ее внушению. Она привьется, отобьет страстное движение, и вместо его скоро ты найдешь в себе святое расположение.

И вот вам все законы и требования благоразумного спасительного слышания. Принимайте семена слова вниманием, проводите их до сочувствия сердечного к ним и вводите в жизнь внутреннюю и внешнюю. Действуя так, вы явите себя доброю землею, жадно приемлющею засеменение небесное. Если положите законом так действовать в отношении ко всякой истине и ко всякому слову, то истину за истиной принимать будете, как бы семя за семенем, возращать на ниве сердца своего в древеса плодоносна, — и превратите его скоро в рай сладости, полный небесных прозябений, в коем начнете блаженствовать, еще здесь предвкушая вечное неизреченное блаженство, в общении с Богом, в Троице поклоняемым, уверившись и словом и делом, что к таковым Он приидет и обитель у них сотворит. Ему слава за сие благо и обетование его вовеки. Аминь.

13 октября 1863 г.


Прочтите толкования:
Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий 
Святитель Феофан Затворник
Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)


Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Два раза говорит Христос в прочитанном сегодня отрывке о слышании: „имеющий уши слышать да слышит” и „внемлите, как вы слышите” – то есть обратите внимание, поставьте перед собой вопрос о том, как вы слышите слово Божие.

Божие слово мы слышим из года в год в Евангелии, читаемом в церкви, мы сами читаем его изо дня в день; что же мы услышали в этом евангельском чтении? Мы встретили Бога и поверили в Него; мы встретили Господа нашего Иисуса Христа, мы назвались Его именем, христианами: но какие плоды принесли мы? Мы знаем Бога, – знаем, что Бог есть Любовь, любовь неистощимая, любовь бездонная, любовь крестная, такая любовь, которая себя отдала на полное растерзание и беззащитность, чтобы нас спасти. Разве мы похожи на Того Бога, в Которого мы верим? Если мы верим в любовь, если любовь – последнее и все, что составляет смысл жизни, – можем ли мы сказать, что мы эту благую, спасительную весть о любви услышали не только слухом, но и умом, и сердцем? Услышали сердцем так, чтобы загореться любовью, услышали умом так, чтобы постоянно ставить себе вопрос:слова, которые я говорю, мои действия, поступки, моя жизнь в целом – выражают ли любовь или являются отрицанием всей моей веры?.. Потому что если мы не воплощаем любовь в жизнь, то наша вера только на словах.

Перед тем как произносим Символ веры, поем „Верую...”: мы призваны вспомнить об этом: Возлюбим друг друга, чтобы единым сердцем исповедовать Отца и Сына и Святого Духа... Если мы друг друга не любим внимательно, вдумчиво, творчески, жертвенно, когда это нужно, и радостно, – то, когда мы произносим эти слова о Троичном Боге, Который есть Любовь, мы не веруем, мы только притворяемся.

Поставим же перед собой этот вопрос со всей остротой, со всей серьезностью: богоотступник не только тот, кто отрицает существование Бога, нехристь не только тот, кто отметает Христа как своего Спасителя. Мы можем быть еретиками, нарушителями и попирателями веры, если ничем наша жизнь не свидетельствует, что Бог-Любовь зажег нашу душу новой, сверхземной любовью, что Он нас научил любить так, как на земле научиться нельзя, как можно научиться только от Бога... Поставим этот вопрос, и ответим на него дерзновенно, смело, радостно, не словами, а жизнью: и тогда жизнь наша расцветет, когда осуществится то, что нам обещал Христос, когда говорил: Я принес вам жизнь, жизнь с избытком – такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.

28 октября 1979 г.


Прочтите толкования:
Крейг Кинер Культурно-исторический комментарий 
Святитель Феофан Затворник
Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)



Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Те, которые, услышав слово,
хранят его в добром и чистом сердце
и приносят плод в терпении

(Лк. 8:15)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Священный посев совершил Христос Спаситель в сердцах человеческих. Несказанно щедра рука Божественного Сеятеля, брошенные Им семена – это слово Жизни Вечной. В дар человечеству принесено слово Божие, которым Творец вызвал к бытию вселенную. На почву наших сердец уронено семя вечности, плоды которого – небесный хлеб Горнего Царства. Как могуч, как велик, как счастлив становится человек, взрастивший в себе это благодатное зерно! «О, когда бы человек так Бога почитал, как Он почтен в Боге!» – восклицает святитель Тихон Задонский.

Сын Божий не просто бросил в мир семена Своего учения. Ради будущей жатвы нашего спасения Он окропил ниву сердец человеческих Пречистой Своей Кровью, умер за нас на Кресте. Эта Божественная Жертва взывает к нашим душам, дабы превозмочь наше бесчувственное окаменение, соделать нас духовно плодоносными.

Повсюду Господь посеял семена благодати, но взращивать их должны сами люди – любовно и бережно, заботливо и прилежно. Но увы! Как редки среди сынов и дочерей человеческих истинные земледельцы Божественной нивы, как часто встречается преступное или небрежное отношение к святыне. Об этом и предупреждал Спаситель притчей о сеятеле и семенах, сравнивая сердца обрекающих себя на погибель людей с придорожной пылью, каменистой почвой или засоренной тернием землей.

Иное (семя) упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (Лк. 8:5). Поистине безумны те, кто сделал свое сердце проезжей дорогой, по которой ступают грязные башмаки прохожих, над которыми свищут все греховные ветра мира. Такие люди не умеют отличать добра от зла, не могут и не хотят беречь даруемое им сокровище истины. Если таковые и слышат слово Божие, то встречают благую весть с рассеянным небрежением. И тут же, как хищные птицы, слетаются к подобному сердцу духи злобы поднебесные и выклевывают из него семена Вечной жизни. Тяжелой стопой вытаптывает в такой душе благие помыслы враг рода человеческого – диавол, и человек превращается в манекен с опустошенным, бесплодным сердцем, причем, как правило, манекен, активно живущий внешней жизнью. Особенно страшна и жалка старость подобных людей, когда из их сердец выветривается даже пыль и прах мирской суеты, и существование их становится совершенно бессмысленным.

Немногим лучше участь людей неглубоких, поверхностно относящихся к сокровищам духа. Иное (семя) упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влагиэто те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временами веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8:6, 13), – говорит о таких Сын Божий. Да, недорого стоит вера тех, кто называют себя христианами, но не укореняют спасительное учение Христа в глубинах своих сердец. Они подобны дикарям, которым цветные стекляшки кажутся ценнее чистого золота, из страха потерять ничтожное временное благополучие они пренебрегают блаженным бессмертием. Малодушные и слабовольные, слишком ленивые для того, чтобы взрыхлить твердую почву своих сердец, они боятся людей больше, чем Бога, и не выдерживают неизбежных в земной жизни испытаний. Их души оказываются слишком мелкими, чтобы суметь вместить благодать Духа Святого, а потому гибнут.

Пытаясь оправдать душепагубное нерадение, некоторые ссылаются на несовершенство своей «природы» и таким образом Самого Господа дерзают упрекать в том, что не преуспевают в деле спасения. Лукавые и тщетные попытки! Известно, что трудолюбивые земледельцы добиваются щедрых урожаев на почвах сухих и песчаных, в то время как и пышные черноземы не дают плода тем, кто плохо ухаживает за ними.

Иное (семя) упало между тернием, и выросло терние и заглушило его, – сказано в евангельской притче. – Это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк 8:7, 14). Вот так же и мы, если не вырываем с корнем из своего сознания корыстолюбие и тщеславие, страсть к наслаждениям и роскоши, то позволяем злым всходам греха заглушить рост священных семян вечности. И на ниве наших сердец, где могла бы золотиться добрая пшеница, произрастают лишь колючий терновник и горькая полынь. А если и удается нам противостоять соблазну явного грехопадения, то часто бывает так, что незаметно мелкая сорная трава будничных забот опутывает нас и не позволяет взрастить священные злаки благочестия.

Рассуждая об опасностях, подстерегающих верных в новейшие времена, святитель Феофан Затворник говорит:

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме сластей и скорбей житейских надо разуметь и ложные учения, распространяемые потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. В существе они действуют, как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания. Встретив такое лицо, вы видите, что у него заглушено чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней; а когда невольно услышалось или прочиталось – выбросить из головы, а когда не выбрасывается – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Со времени жития святителя Феофана подобные одурманивающие ядовитые сорняки в нашем отечестве разрослись и размножились необычайно. С одной стороны, сознание народа по-прежнему искажено насаждавшимся десятилетиями дурманом псевдонаучного безбожия, с другой — на духовно истощенной почве хищно разрастается чертополох черной магии, процветают сознательные прислужники диавола – экстрасенсы, астрологи, оккультисты, с третьей — чужеземным ветром во множестве занесены к нам лжехристиане-еретики: квакеры, мормоны и прочие – хитрые и красноречивые, богатые и энергичные совратители душ с прямого пути Православия. И в смутные наши дни как же надо беречь себя от всех этих обольстительных душетленных семян мирового зла!

Дорогие во Христе братья и сестры! Тяжек труд земледельца, но если он не станет прилежно трудиться на ниве своей, его ожидают разорение, нищета и, наконец, смерть от голода. Но вечные муки несравнимо страшнее временных страданий, погибель души неизмеримо ужаснее смерти тела. Памятуя об этом, мы с вами должны неустанно подвизаться на ниве духовной, взращивать урожай хлеба жизни, дабы в вечности не постигли нас нестерпимый голод и скрежет зубовный, но вошли бы мы в любовь Всещедрого Божественного Сеятеля и сподобились стать причастными брачному пиру Его.

В евангельской притче о сеятеле и семенах содержатся не только грозные предостережения, но и великое обетование: Посеянное… на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13:23). А о приносящих Господу плод духовный сказано: Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43). Грозный День Господень, День Судный, когда в прах обратится этот мир, станет днем величайшего торжества для тех, кто достойно трудился на ниве духовной во время земной своей жизни.

Каждому из нас должно быть известно, каким образом мы можем взрастить благодатный урожай из дарованного нам Божественного семени. Оградим же страхом Божиим нивы сердец наших от коварных прилогов диавольских, польем эти нивы слезами покаяния, взрыхлим их делами благочестия, взлелеем ростки спасающей благодати теплом христианской любви. И если прилежными окажемся мы в этом святом труде, то в миг окончания земной жизни, когда предстанем пред Господом Правосудным, сможем исповедать перед Ним вместе с духоносным пророком Давидом: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56:8). Аминь.


Данный материал подготовил Дмитрий Иванин

Вы можете ответить на вопросы в комментариях


0
Гость
MMДо тех пор пока мы живем по своим страстям писание для нас будет закрытой книгой Только тогда когда мы положили твердую решимость стать учениками Христа благодать Духа Святого будет нас просвещать как просвещал Господь своих учеников пребывая на земле От длительного пребывания в грехе наше сердце становиться не восприимчевое ко всему Божественному Это состояние окаменелости помрачает наш разум и наше восприятие людей обстоятельств писания становится неверным Как народ смотрел на Христа и имел о нем неверные понятие так мы когда живем по своим страстям можем истолковать писание по своему придать ему совсем другой смысл Поэтому только чистые сердцем узрят Бога А чистоту сердечную можна стяжать только борясь со своими страстями
0
Гость
Для того чтобы земля дала плод нужно взращивать ее добрыми делами,подкреплять молитвой, именно тогда добрая земля даст свой плод,как говорит спаситель.
0
Андрей
Проповедь митрополита Климента на этот отрывок из Евангелия    http://eparhia-kaluga.ru/mitropolit-kliment/propovedi/5053-mitropolit-kaluzhskij-i-borovskij-kliment-slovo-v-nedelyu-20-yu-po-pyatidesyatnitse-semya-zhizni-vechnoj.html
0
Ольга
Если вера наша будет с "горчичное зёрнышко", то и тогда может вырасти большое дерево и дать плод. Думаю, что именно поэтому сеятель не жалеет семян. Он верит в нас.
0
Дмитрий
Притчами ИИСУС говорил возможно для того, чтобы задумались и рассудили. Потому что если все понятно,- сердце не затронет.
0
Дмитрий
Аминь! Удивительно сказал Феофан затворник,- да это мы (эта почва). Даже в разные часы одного дня можем быть разными, и к сожалению, даже на службе в церкви (то слышим, то отвлекаемся. Прости нас Господи!). Господь нас взращивает, удобряя причащением, мы же должны предоставить себя Господу (СЕМЕНИ - СЛОВУ БОГА) для возделывания и очищения от пороков и страстей исповедью, постом и молитвой, готовя почву для принятия СЛОВА. Хорошо тому, кто непрестанно в молитвенном общении с Господом. Спаси Господи!
0
Андрей
-  Для чего Иисус говорил народу притчами?

Мне кажется тут несколько причин. 
Во-первых, так как книжники и фарисеи слушали Слово Господне и при этом противились ему, то чтобы им это не вылилось в большее осуждение, Господь скрывает от них эти слова. Потому что одно дело знать слово и не исполнять его, а другое - если ты его изначально не знал. Первым будет большее осуждение, потому что они знали слово и не исполняли его. 
Во-вторых, притчами, образами, иносказанием можно выразить мысль гораздо яснее и понятнее, чем простыми и обычными словами. 
- Почему сеятель так странно сеет, разве семян не берегут, разве не сеют на хорошей почве, а плохую обрабатывают?

Почва, на которую сеет сеятель - это почва наших сердец. И настолько насколько человек способен вместить Слово Божие в своё сердце, настолько он и вмещает. А если почва сердца каменистая, или заросла тернием(суетой и делами), то она уже не способна в полной мере воспринять и сохранить Слово Божие в своём сердце.
- Что такое плод?


Плод - это польза или добродетель которая возрастает в наших сердцах.

Оставить отзыв

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru